История храма

Общая информация

Старинное торговое село Шкинь в XVIII в. принадлежало роду известных московских бояр Бибиковых. В имении находилась деревянная церковь.

В 1795—1800 гг. тщанием генерал-майора Г.И.Бибикова и семьи Приклонских была выстроена новая каменная церковь. Исследователи полагают, что проект создавался французским архитектором Никола́ Легра́ном, а строился храм под непосредственным наблюдением И.А.Селехова. Монументальное здание украшено двадцатью мощными белокаменными колоннами. Лоджия западного входа венчается двумя звонницами. Летняя церковь насчитывает пять световых ярусов.

Главный престол — в честь Сошествия Святого Духа — располагался в летнем храме. В теплой церкви, отделенной стеклянной перегородкой, находились еще два престола: во имя Архистратига Михаила и святителя Николая.

Постройка непрерывно украшалась и обновлялась. Особую роль сыграл в благоукрашении святыни блаженный Даниил Коломенский (1825—1884 гг.). Прозорливому Данилушке охотно жертвовали милостыню. Целые горы медных монет юродивый отдавал в шкиньский храм. На пожертвованные деньги были поправлены звонницы, отлит большой колокол, весь храм расписан заново. Блаженный похоронен у алтаря храма.

Его духовный наставник и друг, настоятель Свято-Духовской церкви священник Гавриил Воскресенский бессменно возглавлял приход в течение 50 лет, пользуясь огромной любовью окрестных жителей.

Богослужения были прерваны в 1930-х гг. Но вплоть до 1960-х гг. храм стоял в целости. Затем храм разорили и использовали как склад.

До 1991 г. церковь находилась в запустении. А затем произошло чудесное событие. Жительнице Шкини, Серафиме Ивиной, во сне явился преподобный Серафим Саровский, который повелел ей обрести икону с его изображением, а затем вновь являлся, направляя поиски. И, наконец, действительно был обретен большой благолепный образ, скрытый на чердаке одного из шкиньских домов. С этого момента началось возрождение свято-духовской общины.

В 2014 году произошло значимое событие для Свято-Духовского храма. По благословению митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия 14 апреля состоялось первое учредительное собрание Попечительского совета под председательством заместителя полномочного представителя президента Российской Федерации в Центральном федеральном округе Николая Павловича Овсиенко. Целью Совета стало содействие реставрации храма и его развитие как культурно-исторического объекта. Самыми активными темпами начались восстановительные работы.

В 2020 году на площади перед храмом был открыт десятиметровый обелиск основателям и владельцам села Шкинь русскому дворянскому роду Бибиковых. Среди них были генералы, герои войн, генерал-губернаторы, все они внесли достойный вклад в историю России.

Нельзя не упомянуть также, что рядом со Шкинью, в деревне Борисово,  в 1825 году родился известнейший благотворитель и промышленник Петр Ионович Губонин.

В последние годы Шкинь привлекает гостей не только своими реликвиями. С 2017 года, в следующую субботу после сельского престольного праздника – Духова дня, здесь проходит международный фестиваль «Шкинь-опера».  За один день его успевают

посетить десятки тысяч зрителей. Тематика фестиваля включает не только музыкальные, но и гастрономические, культурно-исторические, познавательные мероприятия. В разные годы на площадке фестиваля выступали  не только известнейшие коллективы и исполнители России, но и прославленные оперные певцы Италии.

Приезжайте, гостеприимная земля старинного русского села Шкинь ждет вас!

Блаженный Данилушка в дореволюционных публикациях

В 1903 г. журнал «Кормчий» опубликовал свидетельства о блаженном Данииле протоиерея Бухарева: «Отец его был крепостной крестьянин, человек богатый и закоренелый раскольник, имевший у себя дома молельню, мать Данилушки была начётчицей старопечатных духовных книг. Данилушка не был любимцем родителей, рос одиноко, не дружил с детьми своего села, и даже играть в бабки, а это было его любимая игра, ходил в другое село, вёрст за десять. Он был лучшим игроком, наигрывал в течение недели порядочную сумму, которую всю отдавал в церковь церковному старосте. Староста любил Данилушку, жалел за его сиротливость, кормил и нередко оставлял у себя ночевать, брал с собою в церковь, где мальчик пел на клиросе и помогал за свечным ящиком. Отец Данилушки сердился за это на старосту и даже жаловался на него своему помещику. Помещик же, узнав, что Данилушка мальчик смирный и добрый, взял его к себе в дом, сделал казачком (мальчиком для услуг) и хотел учить его грамоте, но Данилушка в скором времени, однажды утром, снял с себя одежду казачка и сапоги и, принеся помещику, сказал, что ходить в этом он не может, потому что всё это сваливается с него; и с тех пор Данилушка уже никогда больше не носил сапог и верхней одежды. В праздничные и в будничные дни он постоянно ходил в церковь для молитвы, а когда не бывало службы в своём селе, то бегал за две, за три и даже за пять вёрст в соседние села. На дворе ещё темно, а Данилушка уже бежит куда-нибудь к заутрене, и как бы рано она ни началась, а он уже поспеет к её началу. Его не останавливал никакой мороз, хотя бы в тридцать и более градусов. В одном нижнем белье, с открытою головою, часто по колена в снегу, по оврагам и полям бежит он к церковной службе. Если же, как случалось нередко, придёт он раньше благовеста, то зайдёт к кому-нибудь из крестьян и там дожидается. Становился в церкви на клиросе или около оного и пел. Уже в совершенном возрасте он покинул своё село и пришёл в г.Коломну, горожане приняли его радостно, как юродивого. Тут босиком ходил он по улицам, по церквам. Особенно он любил бывать за праздничною службою в городском соборе. Собор был холодный, с чугунным полом, и Данилушка стоит себе на полу голыми ногами в своём обычном костюме и от души подпевает певчим или псаломщикам, стоит весь погружённый в молитву и ни разу не оборачиваясь ни назад, ни по сторонам. Днём Данилушка ходил по городу — по площадям и по торговым рядам. Ему обыкновенно давали денег — он их брал и опускал за пазуху, где у него был устроен мешочек, вечером относил деньги в свою квартиру, которую давал ему у себя в доме один купец. Каждую неделю приезжал к Данилушке церковный староста с его родины и брал все собранные им деньги. Собирая деньги, Данилушка любил шутить с купцами. Если купец был толст; то, потрепав его по плечу, говорил: «Эй ты, кошёлка»; одного он называл «синим», другого «звонким», и т.п. Смеясь, нередко говорили ему: «Данилушка, ты ноги-то отморозил», но он любезно отвечал: «Сам отморозил», и, заложив руки за спину (это его обыкновенная походка), продолжал идти далее, напевая про себя: «О всепетая Мати» или «Милосердия двери отверзи». Так живя несколько лет в Коломне, Данилушка успел собрать значительную сумму денег сначала на постройку колокольни у себя на родине, а затем и самая вся церковь на собранные им подаяния была расписана внутри и поновлена снаружи. Говорили про него, что он иногда предсказывал. Так, говорили, три раза он предсказывал пожар в с.Лыкове, последний раз сказал, что пожар будет в Великую субботу и в это время сгорит и дом его отца, что и сбылось. Бывал нередко Данилушка и в Москве, его брали с собой коломенские купцы, и в Москве он всюду был желанным гостем. Перед смертью он хворал и был похоронен с большой почестью».

Статья из “Московских церковных ведомостей” о юродивом Данилушке в год его кончины – 1884.

Юродивый Данилушка из села Шкинь Коломенского уезда “Корреспонденция из Коломны. Покорнейше прошу Вас поместить в Ваших назидательных “Московских Церковных Ведомостях” биографию достойного памяти юродивого новопредставленного Даниила. Почивший о Господе раб Божий Даниил подвизался в юродстве 40 лет, преимущественно в городе Коломне, собиравши подаяние, которое и отсылал на украшение и нужды храма Божия в село Шкинь Коломенского уезда. Благодаря трудам юродивого храм сей в настоящее время – в самом цветущем состоянии; можно безошибочно сказать, что от креста и до камня основания в храме, все устроено стараниями покойного. Описываю последние дни жизни, кончину и торжественное погребение покойного раба Божия Даниила. Зимнее время раб Божий Даниил часть проводил в доме церковного старосты Шкинской церкви и однажды перед сырной неделей, вышед из дому, зашиб себе ногу, – образовалась болезнь, и неутомимый труженик принужден был лечь в постель; пролежавши около 10 недель больной был отправлен в город в земскую больницу, где и был до своей кончины. Незадолго до смерти покойного многие жители города узнали, где находился больной, и многие спешили посетить его. Накануне своей кончины страдалец исповедался и причастился Святых Христовых Тайн и 18 августа сего года в 2 1/2 часа пополудни, простившись с близкими, мирно скончался в полной памяти. Весть о кончине проводившего многие годы в юродстве быстро разнеслась по городу, и толпы жителей всех сословий и состояний спешили в больницу, где со дня смерти до погребения усердствующими священнослужителями совершались панихиды при гробе почившего. Всё нужное к погребению было немедленно пожертвовано; имущества покойного, как не было при его жизни, там и после смерти ничего не оказалось. В день погребения двор больницы был переполнен собравшимися провожать гроб покойного в городской собор; после утренней панихиды тело покойного в предшествии многих священников и в сопровождении многих граждан было вынесено в собор, который в это время был переполнен молящимися. Литургию совершал о. протоиерей собора в сослужении 2 священников. после пения запричастного стиха один из служивших литургию настоятель Воскресенской церкви о.Крылов произнес прекрасную проповедь, заставившую многих проливать слезы. К погребению присоединились еще 7 священников из городских церквей; по окончании обряда похоронная процессия направилась к Московской заставе. Бренные останки покойного, как усердного благотворителя, были похоронены в храме села Шкинь. Несмотря на дождливую погоду, народу было множество. Это было 20 августа. У незнающих личности покойного невольно явится вопрос: что за причина посещения многочисленной и разнообразной публики болящего? Вследствие чего стекалась большая часть граждан к гробу почившего и в храм Божий? Что за заслуги? Что за труды? Что за жизнь? За что такое усердие? Откуда рождаются слезы при молитве за бедного, странного и чуждого всем человека? Вот и ответ. Раб Божий новопреставленный Даниил происходит от родителей своих, сильных приверженцев раскола. Юный сын, по внушению Духа Божия, оказался чуждым раскола и очень часто втайне от своих домашних посещал храм Божий, где постепенно усовершенствовался в вере и пламенной любви к Богу чрез усердную молитву и внимательное слушание слова Божия. Родители с прискорбием замечали уклонение от их обрядов и частое посещение храма, и в сильном гневе наказывали, били и нередко среди зимы, оставляя его в одном нижнем белье, запирали в холодную комнату, но все старания отклонить сына от его спасительного пути оказались бесполезными. Благочестивый отрок остался твердым в своих поступках. Ни болезни, ни скорбь, ни какие мучения, ни голод, ни холод – ничто не могло отклонить отрока от правды и истинной любви Божией. И вот однажды Даниил, видя препятствие на каждом шагу от своих домашних для продолжения истинного служения своего Господу, задается мыслию покинуть все, что препятствует ему на его спасительном пути, и он, недолго думая, в одну из зимних ночей, оставшись в одном нижнем белье, с непокрытой головой и босой, тайно убегает из дома родительского и спешит к храму Божию, который находился в нескольких верстах от его дома, здесь изливается в своей пламенной молитве пред Господом, и укрепленный свыше, не оглядываясь назад, вступает на один из труднейших подвигов юродства Христа ради. С 15-летнего возраста и до дня своей кончины ревностный труженик переносил все тягости и лишения, исполненный пламенною верою, он хорошо знал, что Господь поможет ему перенести все, что для человека кажется невозможным. Он не заботился, по слову Евангелия, что есть и что пить и во что одеваться, помня слова Спасителя: “Трудящийся достоин пропитания”. Он совершенно не имел ничего собственного, не пользовался ни одной полушкой, отдавая все на храм Божий, постоянно ходил с непокрытою головой и босой, в одном только нижнем белье. Господь видел труды Своего подвижника и сердечную любовь и веру, укреплял его и согревал его сердце. Вот в таких-то трудах подвизался раб Божий новопредставленный Даниил. получивши болезнь и предчувствую приближение своей кончины, страдалец без ропота переносит последнее и умирает с молитвою и духовною радостию, напутствуемый Святыми Тайнами и благословением Церкви. Кто из граждан Коломны не знал сего труженика, постоянно ходившего по улицам города как летом, так и холодною осенью, а нередко и зимой, собиравшего подаяние между жителями. И вот эти подающие и знающие его в день погребения пришли помолиться о душе праведного. долго-долго еще останется в памяти граждан это потрясающее душу каждого отдание последнего христианского долга почившему о Господе. Никто из присутствующих не погнушался, несмотря на свое выдающееся значение в городе, поклониться праху покойного и дать последнее целование, с пожеланием царства небесного скончавшемуся подвижнику. Коломенский купеческий сын Василий Бурцев.” Московские епархиальные ведомости. -1884.- № 39.

Просмотрели (1748)